Алехандре Баррето Сантос
Сильвия Мария Фаттори
Луис Гильермо Маркондес
Папский Католический Университет Кампинас
Приватизация является частью реформы Государства. Этот аспект реформы государственного сектора состоит в изъятии у Государства той деятельности, которая не выражается в приобретении гражданами никаких государственных ценностей. Прежде всего во второй половине ХХ века повсеместной становится модель государства-предприятия. Когда оно поглощало определенные виды деятельности, имевшие приоритет для частных групп и корпоративные ценности для чиновников государственных предприятий. Таким образом, преимущества, первоначально предназначавшиеся для всех членов общества, были узурпированы этими двумя привилегированными группами. Эта реформа должна осуществляться при большой требовательности и высокой общественной ответственности. Сегодня гегемонистское мышление не является более моделью Государства-предприятия, но сервисного Государства с возможностями регулирования. Решение приватизировать или не приватизировать не может оцениваться по идеологическим критериям, но должно учитывать преимущества и ущерб, который может быть нанесен обществу.
Приватизация состоит в продаже государственных предприятий, находящихся в Федеральной, региональной и местной собственности, частным предпринимателям. Главными целями этого мероприятия являются: пополнение ресурсов продажей достояния, уменьшение размеров Государства, при выводе его из прямой производственно-хозяйственной деятельности или снижения его присутствия в ней и в секторах экономической инфраструктуры, снижение дефицита государственного баланса, для обеспечения сосредоточения Государства, его административных возможностей и ресурсов на основных функциях, входящих в его компетенцию, таких как здравоохранение, образование, безопасность, юстиция, базовое оздоровление, культура, наука и технологии, базовая инфраструктура и т. д., освобождение Государства от расходов на покрытие ущерба, наносимого государственным предприятиям, а также значительного управленческого аппарата и от («тяжких») корпоративных преимуществ, приобретаемых им, увеличение налоговых сборов за счет выплаты налогов приватизированными предприятиями, стимулирование развития базовых секторов для развития страны и осуществление в сокращенные сроки модернизации и увеличения эффективности и конкурентоспособности приватизированных предприятий за счет привлечения частного капитала и технологий, поскольку Государство не располагает финансовыми возможностями для серьезных инвестиций в этих областях.
Один (полемический) аспект политического порядка также имеет значение в этом направлении. В 50-е 70-е годы, в разгар холодной войны при укреплении национальных государств и существовании двух враждебных военно-идеологическо-политических блоков, некоторые сферы, как нефтяная и телекоммуникационная, считались стратегическими для национальной безопасности и были объявлены государственной монополией при их эксплуатации государством. Сегодня в мире после холодной войны в процессе глобализации и открытия рынков, стратегическая концепция в отношении этих областей направлена на уменьшение их весомости. Все в большей степени считается, что стратегическое могущество страны сегодня все в большей степени зависит от общего объема знаний (их распространения, динамичности и способности обновляться), от эффективности предприятий, от уровня образованности и здоровья нации, от существования квалифицированных трудовых ресурсов, от возможностей внутреннего сбережения и доступности капиталов, от объема валютных резервов (в первую очередь, что касается процессов экономической стабилизации).
Процесс приватизации государственных предприятий начался в период правления правительства Коллора после принятия Национальной Программы Разгосударствления (НПР) в 1991 году, и продолжился при правительства Итамара Франко и Фернандо Энрике Кардозо и может продлиться еще два десятилетия. В период правительства Ф. Э. Кардозо НПР была переформулирована. Основным изменением стало требование денежного обращения в бизнесе. Начиная с 1996 г. процесс разгосударствления достиг государственных предприятий регионального и местного уровня.
Стратегия, принятая бразильским правительством учитывает комплексность секторов, подлежащих приватизации. Процесс начался с продажи предприятий металлургии, нефтехимии и производства удобрений. Он должен продолжиться приватизацией электроэнергетики, железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, портов, аэропортов, добычи полезных ископаемых (Компания Вале до Рио Досе) и финансов (Межрегиональный и региональные банки), а также открытием частному капиталу телекоммуникационного и нефтяного секторов. Правительство осуществило шаги по ускоренной продаже миноритарных пакетов своего участия в более 1000 предприятиях, чьи акции были сконцетрированы в Центральном Банке и БНДЭС (Национальном банке социально-экономического развития).
Разгосударствление осуществляется на основе некоторых основополагающих директив. В их числе: а) в отношении прибыльных предприятий продажа акционерного контроля при сохранении достояния в виде привилегированных акций, для обеспечения получения доходов от повышения капитализации частного предприятия; b) обеспечения использования кредита трудящихся в социальных фондах (например, в FGTS и PIS/PAESP) в форме средств для приватизации; с) гарантирования возможности приобретения на особых условиях определенного количества акций (до 10%) сотрудниками частного предприятия; d) обеспечения участия в приватизации зарубежного капитала, избегая создания олигополий и монополий в секторах с высокой степенью концентрации капитала, нежелательных с общественно-экономической точки зрения. Что касается предприятий, остающихся под контролем правительства, они должны иметь адекватные тарифы и цены, но должны функционировать на условиях высокой дисциплины и бюджетного реализма, проводя свою политику оплаты труда и оперативной эффективности и способствовать развитию инвестиционных программ по приоритетам Правительства.
Из 74 федеральных государственных предприятий, включенных в Национальную Программу Разгосударствления, до конца 1996 года были приватизированы 52, а десять по разным причинам были исключены, в том числе по причине отсутствия покупателей. Этими продажами Правительство обеспечило приток около 13,62 млрд. долларов США в денежных средствах, а остальное в государственных ценных бумагах, а также погашение долговых обязательств в размере 4,561 млрд. долларов США. Следует прибавить осуществление в 1996 году продажи или акционирования двух региональных государственных предприятий (Энергетическая Компания Рио-де-Жанейро и Телекоммуникационной компании Рио-Гранде) за 1,24 млрд. долларов США. Проведение региональной программы приватизации включало, до конца 1996 года, подписание договора или протокола о намерениях 17-ю губернаторами с БНДЭС, который руководит разгосударствлением в Бразилии. 13 из них уже получили мандат соответствующих законодательных ассамблей на приватизацию государственных предприятий, а 10 уже начали процесс.
Поступления от продажи федеральных предприятий были получены из трех секторов: металлургии (5,562 млрд. долларов США или 40,84%), электроэнергетики (2,720 млрд. долларов США или 19,97%) и нефтехимии (2,698 млрд. долларов США или 19,81%). С 1991 по 1998 г. г. были приватизированы 63 предприятия, что принесло более 85 млрд. реалов. В 1999 году от приватизации было получено около 27 млрд. реалов.
Некоторые государственные ценные бумаги считаются «гнилыми», поскольку имеют низкую прибыльность. Поэтому они продаются на рынке по более низкому курсу. А при приватизации Правительство стремится укрепить их, принимая по номинальной стоимости. Поскольку правительство тратило значительно больше на выплату процентов по задолженности в связи с высокими налогами, внутренний государственный долг, даже при приватизации, вырос.
Приобретение государственных предприятий является выгодной сделкой для экономических групп. Они покупают действующие предприятия и поэтому получают немедленный возврат. Цены также благоприятны, а может быть и низкие, бóльшая часть платежей осуществляется в государственных ценных бумагах, рыночная стоимость которых упала во много раз. Новые инвестиции, направляются на модернизацию предприятий для повышения эффективности, производительности и конкурентоспособности, привлекаются кредиты. Реструктуризация предприятия предусматривает его более рациональную организацию за счет оптимизации производства, что обеспечивает уменьшение числа сотрудников.
6 мая 1997 года в рамках приватизации в Бразилии была проведена крупнейшая сделка по продаже контроля Компании Вале до Рио Досе (41,73 простых акций, из них 1,7% принадлежащих миноритарным вкладчикам) на сумму 3.338.178.240,00 реалов (около 3,2 млрд. реалов для правительства), при немедленном проведении денежных платежей. Со стороны правительства половина направлена на покрытие внутренней задолженности, другая половина через Фонд Экономической Структуризации (ФЭС) предназначена для финансирования развития производственного сектора, проектов модернизации экономической инфраструктуры и программ повышения промышленной конкурентоспособности. Вместе с предприятием новым собственникам перешло около 4,1 млрд. долларов США задолженности компании. Покупка была сделана Консорциумом Бразил, лидером которого является Национальная Металлургическая Компания (НМК), в нее также входили пенсионные фонды и другие национальные и международные группы.
Со второго полугодия 1977 г. начался этап концессий в области телекоммуникаций и электроэнергетики, а также приватизация некоторых банков и выход государства из железнодорожной отрасли.
Приватизация государственных предприятий в настоящее время мировая тенденция. Западная Европа является основной сценой процесса разгосударствления. Стартовав в начале 80-х годов, он достиг значения 280 млрд. долларов США до конца 1996 г. Предусматривается рост более, чем на 118 млрд. долларов до 2000 г., под воздействием приватизации с секторе телекоммуникаций. В 1996 г. продажа государственных предприятий в этом регионе составила около 75% от общей стоимости приватизации, осуществленной в мире. Второе место занимают пост-коммунистические страны Восточной Европы и Китай, в то время как на долю стран Латинской Америки приходится всего 2%.
Это деликатный и полемичный вопрос: что, почему и в какой степени приватизировать? Во всяком случае быстрее или медленнее общий процесс развивается. Нынешний этап программы приватизации в Бразилии включает концессии государственных услуг, кроме продажи госпредприятий производственного сектора. Речь идет о наиболее сложных секторах, как телекоммуникации, электроэнергетика и другие, в рамках которых концессии требуют детальных исследований и обеспечения национальных, региональных и социальных интересов. Контроль и оценка результатов, опросы, публичные дебаты, деятельность предприятий других форм собственности и рост убежденности общества по этим вопросам способствуют большей открытости и сбалансированности процесса.
Для расширения процесса разгосударствления, создания законного инструментария в сфере экономической политики и осуществления реформы Государства, внесения поправок в Конституцию 1998 г. были приняты или находятся в стадии обсуждения в Конгрессе следующие позиции:
- Природный газ (газопроводы), принято в 1995 г. поправкой статьи 25 Конституции, ликвидирующей государственную монополию на распределение газа и разрешающей частным предприятиям эксплуатацию газораспределительных систем;
- Каботажная навигация принято в 1995 г. Поправка к статье 178, пункт 4 Конституции, разрешающая судам под иностранным флагом осуществлять транспортировку товаров и пассажиров в территориальных водах и на внутренней территории страны;
- Бразильское предприятие принята в 1995 г. Поправка к статье 171 Конституции, устраняющая неравенство в отношении бразильского предприятия с национальным капиталом и бразильского предприятия с зарубежным капиталом в отношении разработки минеральных ресурсов. Действует концепция бразильского предприятия, определяемого как «учрежденное по бразильскому законодательству и имеющее свою штаб-квартиру и управление в стране»;
- Телекоммуникации принята в 1995 г. Изменяет статью 22, пункт 4 Конституции, ликвидируя государственную монополию на телекоммуникации, но не предусматривавшую приватизацию Телебраза (продана в 1998 г. за 22,05 млрд. долларов США)
- Нефть принята в 1995 г., изменяет статью 177 Конституции, ликвидируя монополию Петробраза и таким образом допускает частные предприятия к разведке, разработке, производству, переработке и транспортировке нефти в Бразилии.
Три прочие конституционные поправки, имеющие глубокое социально-экономическое значение обсуждались в Конгрессе в 1999 г.: Административная Реформа, Налоговая Реформа и Реформа Социального Обеспечения. Если прибавить к этому необходимость нового законодательства по организации и функционированию финансовой системы, по государственной задолженности, устанавливающего предел задолженности штатов и муниципалитетов, по судебной реформе и законодательной власти и реформы законодательства о партиях и избирательного права, получится полный набор реформ бразильского государства. |